Игры с детьми по методике Монтессори

Подарили мне давеча книжку "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет..."
Решила поделиться с вами некоторыми моментами из нее....

Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо:
создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;
не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.

1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте.

2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи:
помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду;
помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром);
помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими;
помогать ухаживать за растениями, животными и т.д.

3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:

Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.

Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:
музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух,
пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие,
шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения,
флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.

Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.

М. Монтессори предложила, например, такие пособия:
Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.
Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.

Математическая зона развития. В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных. То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.

Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.

Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки.

4. Как играть.
Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.
Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект.
Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.
Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности.

В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:

«Хочешь работать вместе – договорись об этом».
«Можно наблюдать за работой других, не мешая им».
«После работы приводим материал и рабочее место в порядок».
«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».

Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.

Итак, игры с детьми от 1.5 лет

Прищепки в ведре.
Вам потребуется:пластиковое детское ведерко с бельевыми прищепками. Ведро можно заменить вырезанными из картона фигурами.
Как играть: Предложите малышу вынуть прищепки из ведерка оду за другой, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край ведра.
Можно закреплять прищепки на фигуры из картона: нарядить ёлку. сделать ёжику колючки и т.д.

Пуговка за пуговкой

Вам потребуется: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки; одежда с различными видами застежек.
Нарисуйте или сделайте из ткани контуры парных фигур (заяц-морковка, еж-грибок, собака-косточка и т.д.).
На фигуры животных прикрепите пуговицы, одну часть кнопки, липучки. на парную фигуру - петельки, вторые части кнопок и липучек.
Как играть: С такими игрушками можно придумать кучу игр, например "Покорми зайчика морковкой!", "Помоги отнести ежику грибочек до дома" и т.д.

Размешай ложкой
Вам потребуется: прозрачный сосуд, ложка, пищевые красители, сыпучие продукты (соль, сахар и т.д.)
Как играть:Дети любят размешивать ложкой что-либо. Но движения у них не скоординированные.
Вначале помогите малышу, двигая его рукой. Чтобы было интересно, вначале размешайте в стакане какое-либо вещество, которое окрасит воду. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку.
Чтобы ребенок хорошо освоил это действие - совместите это с пересыпанием (ложкой пересыпать сахар в стакан, крупу в миску)

Открыто-закрыто

Вам потребуется: несколько разных по форме баночек, бутылок с закрытыми крышками
Как играть: предложите малышу открыть. а затем закрыть емкости.
Можно усложнить игру, перемешав крышки

Разложим по цвету
Вам потребуется: бусины 2-х цветов, 2 мисочки или коробочки для них
Как играть: высыпьте в миску бусины 2-х цветов (примерно по 5-7 бусин) и справа от мисочки поставьте пустую посуду.
Предложите малышу разложить бусины по в=цветам - в одну миску один цвет, в другую - другой. Обыграть можно любым способом, например "Кукла любит клубнику, а мишка - крыжовник"
Следите, чтобы ребенок брал бусины тремя пальцами. Не забывайте о безопасности - не оставляйте малыша одного!

Что нарисовано
Вам потребуется: картинка с изображением предмета и сам предмет
Как играть: вы даете ребенку картинку, а он находит предмет и кладет рядом с карточкой

Рамки-вкладыши

Вам потребуется: рамки-вкладыши
Как играть: Сначала рассмотрите игру, и не выкладывайте сразу все рамки. Предложите ребенку "закрыть окошки" или показать каждой игрушке ее домик.

Рыболов
Вам потребуется: миска с водой, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой
Как играть: налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов. предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все предметы

Насыпать и налить
Вам потребуется: крупа, кувшин, стакан
Как играть: насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как пересыпать крупу в стакан. Если малыш просыпал зерна - можно смести их щеткой в совок.
Когда пересыпание будет освоено - предложите переливать воду из кувшина в стакан. разлившуюся воду предложите убрать с помощью губки.

Юный скульптор
Вам потребуется: пластилин, клеенка, стеки для лепки
Как играть: дайте малышу небольшой размятый кусок пластилина. Приготовьте. к примеру, обед для кукол: колобки, колбаски. блинчики.
Не поддавайтесь искушению лепить ЗА малыша, лепить ВМЕСТЕ!

Волшебная губка

Вам потребуется: крупы, вода, губка, поднос, щетка и совочек
Как играть: рассыпьте немного крупы на подносе и покажите малышу, как аккуратно смести ее в совочек. Затем налейте на поднос воды и покажите, как работает "волшебная губка" - собирает воду, и поднос опять остается сухим и чистым

Пересыпаем ложкой
Вам потребуется: крупа, 2 чашки. ложка
Как играть: поставьте на поднос 2 чашки: слева - с крупой. справа - пустую. Чашки должны быть сухими.
Вначале, двигая рукой ребенка, покажите. как набрать ложку крупы. Затем плавно перенесите ложку к другой чашке и высыпьте крупу.
Усложните задание: пусть ребенок сам насыпет в чашку с чаем сахар и сам перемешает.

Есть лужа - нет лужи
Вам потребуется: вода, поднос, губка, 2 тарелки
Как играть: сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Покажите. как пользоваться губкой, набирая воду и отжимая. Обратите внимание, что вода не должна капать на поднос. Затем пролейте на поднос немного воды и соберите лужу губкой

Сними прищепки
Вам потребуется: бельевые прищепки
Как играть: прикрепите к одежде малыша прищепки. Ребенку придется из разных положений ухватить каждую прищепку, чтобы снять ее.

Круги на воде
Вам потребуется: большая посуда, наполненная водой
Как играть: Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы она была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: можно дотронуться пальцем до середины и по воде пойдут круги. Часто встречаются картинки с изображением кругов на воде, малышу будет проще на практике понять и узнать это явление.
Если размеры посуды позволяют - покажите ребенку небольшие волны.

Тонет - не тонет
Вам потребуется: прозрачная миска с водой и предметы из различный материалов (камешки, гвозди, кубик, тряпочка, гурка, резиновые игрушки и т.д.)
Как играть: ребенок по очереди опускает в миску предметы и наблюдает - утонет он или нет. перед опытом погадайте с малышом, что утонет, а что нет. В процессе игры можно сортировать предметы - в одну сторону те, что утонули. в другую - те что остались на поверхности. Объяснить. почему это произошло (т.е. малыш узнает о свойствах материалов)
Особенно хороша эта игра, когда ребенок принимает ванну.

Добавлено 02.12.10.

«Коробочка с тканями» (от 2,5 до 5 лет)
Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

«Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет)
Игрушки: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву "л", можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

«Бумажные шарики и улитки»
Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. А двухлетний малыш вполне сможет самостоятельно создать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика! Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

“Посыпаем дорожки”
Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

Игра "В тишине"
Игрушки: любые предметы в комнате В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

“Лепим колобки, колбаски и блинчики”
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

"Цветные дорожки":
бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

«Бисер в вазочке»:
брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

«Разложим по порядку»: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Игра "Ходьба по линии"
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы. Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.

Игр очень много, буду дописывать по мере возможности!
Удачно вам поиграть!